22:40 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
6 ноября в небе между Подольским и Одинцовским районом чуть не столкнулись два "боинга" (одного начало нести на курс другого).
Ситуацию спас диспетчер.
Вот если б они столкнулись, щас бы все трещало. А так - никто и не заметил :)




Борт из Еревана по непонятным причинам отклонился от курса и оказался над МКАД между Подольским и Одинцовским районами на пути у другого "боинга". Причем оба самолета на одной высоте - 600 метров. Борты сближались, пока дистанция между ними не составила 2,5 километра.

С учетом средней крейсерской скорости "Боинга" в 800 км/ч два лайнера преодолели бы расстояние в 2,5 км всего за 5–6 секунд.

Из первых же фраз аудиозаписи становится понятно, что единственным человеком, заметившим 6 ноября в небе над Москвой два авиалайнера, несущихся навстречу друг другу на одной высоте, стал авиадиспетчер. Оставив выяснение причины происходящего на потом, мужчина принял молниеносное решение провести самолет авиакомпании "Трансаэро", следующий рейсом из Еревана в Москву, через закрытую воздушную зону столицы на минимальной высоте.

При этом лайнер компании "ЮТэйр", уже готовившийся начать посадку в аэропорту Внуково, было решено поднять.


Стоит послушать, как он говорит.

@темы: попалось, Позитив

URL
Комментарии
2013-11-12 в 00:03 

Антология дружественных думосливов
Вот так простые люди спасают человеческие жизни. Маленький неслучившийся голливудский боевик. Послушала. Диспетчер - молодец. Капитаны - тоже. Пример того случая, где надо выполнять команды молниеносно, без лишних вопросов. Дисциплина.

2013-11-12 в 00:39 

Короткий Хвост
will all the cacti find a home
запись не грузится с моим домашним интернетом ((
но в 800 км/ч на такой высоте я не верю. И интересно ещё, почему TCAS не сработал у обоих. Переговоры послушать таки надо.

UPD нашла на авиафоруме картинки с флайтрадара:
s020.radikal.ru/i715/1311/7f/76cdde817ac5.jpg
s019.radikal.ru/i611/1311/79/d56053a0af23.jpg

по ним видно скорость и высоту одного рейса в два момента времени. 800 там нет.

2013-11-12 в 08:49 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
mandragora007, такая она, героика повседневности :)


Короткий Хвост, 800 там нет.
*в недоумении* Допустим. И что дальше?

URL
2013-11-12 в 13:17 

Lindford
Сварливая задница
Короткий Хвост, А возможно, что бы отказали RBS-ответчики у одного из судов? тогда это объясняет "слепоту" ТКАСа.

Скорость не важна. Самолеты не важны. Даже причина не важна.
Один человек спас сотни жизней - вот что важно.

2013-11-12 в 14:50 

Короткий Хвост
will all the cacti find a home
silver bird, *в недоумении* Допустим. И что дальше?
это некоторый факт не про саму ситуацию, а про её освещение в прессе

Lindford, А возможно, что бы отказали RBS-ответчики у одного из судов? тогда это объясняет "слепоту" ТКАСа

наверное, возможно. Для того, чтобы судить, нужно знать алгоритмы работы тикасов — например, они должны уметь не принимать одинаковые решения на обоих самолётах, но я не знаю, как именно они это делают. Но меня удивляет, что на записи оба лётчика говорят, что тикасы молчали.

2013-11-12 в 18:10 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
Но меня удивляет, что на записи оба лётчика говорят, что тикасы молчали.

Вот это и есть самое удивительное во всей истории :) И, судя по ошалелой реакции летчика, так оно и было. Не упорот же он был.

URL
2013-11-12 в 19:13 

Лисицца
Ахереть! До сих пор не ясно, почему ереванский борт летел где не надо?

2013-11-12 в 19:22 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
Лисицца, судя по переговорам, автопилот сглючил. не на то настроился

URL
2013-11-12 в 20:12 

Lindford
Сварливая задница
Короткий Хвост, ну, тащем-та они "общаются" и выдают разные советы ;) Например, как во время катастрофы над Боденским озером. Система дала советы, пилот одного из самолетов сделал ровно наоборот. Итог - увы печален.

RBS-ответчики хорошая версия. (а в моем случае - еще и единственная, ггг)Если датчики конфликтного самолета по какой-либо причине не выдают данных о своей высоте, то ТКАС может не индицировать их на дисплее.

2013-11-12 в 20:40 

Короткий Хвост
will all the cacti find a home
Lindford, я это понимаю. Вопрос во внутренней логике тикасов. Этой логики там дохрена, вот, например. Поэтому взять и сходу ответить, почему оба пилота говорят, что тикас не сработал, мне представляется сложным.

2013-11-12 в 22:48 

Lindford
Сварливая задница
Короткий Хвост, поправьте ссылочку, пожалуйста. А то очень интересно, но меня пугает открывшееся мне.

2013-11-13 в 01:15 

Короткий Хвост
will all the cacti find a home
Lindford, вот так годится? :)

2013-11-13 в 01:18 

Lindford
Сварливая задница
Короткий Хвост, версия 7.1?! Вы хорошего мнения о нашей авиации xD

2013-11-13 в 01:30 

Короткий Хвост
will all the cacti find a home
Lindford, на самом деле новая ссылка — одна из первых по запросу "tcas ii логика", а версии я как-то не придала значения :shuffle:

2013-11-13 в 05:29 

November_Charlie
California Zephyr
Я спросила своего человека в ставке Гитлера ЮТэйр, получила такой ответ:

***
- Если коротко - обычный рабочий день диспетчера. На материалах радиолюбителей с радиосканера можно каждый день по паре таких новостей выдавать для Московской Воздушной Зоны (все переговоры на всех частотах МВЗ пишутся 24/7 радиолюбителями. Помимо переговоров пишутся и данные от ADS-B и ACARS). На видео представлена запись радиопереговоров из бары радиомониторинга, сверху наложен соответствующий архив данных ADS-B от flightradar-24, дающий скупую картинку.

Отсутствие срабатывания TCAS на обоих бортах подтверждает отсутствие реальной опасности столкновения ВС. А диспетчер перебдил, как ему и положено. Дело в том, что диспетчерский пульт много сложнее индикации flightradar-24 и, в зависимости от локальных правил и нормативов, выдает более сложную информационную и предупредительную индикацию. Грубо говоря, если 2 и более ВС сблизились на расстояние в 2 км, например, но на параллельных курсах и разнесены по эшелону на 200 м - пульт может выдать диспетчеру индикацию об "опасном сближении ВС" (что скорее всего и произошло), а диспетчер уже принимает решение о вмешательстве. Если же траектории ВС по прогнозам пульта с заданной вероятностью пересекутся - поступить индикация о "возможности столкновения ВС" (что, возможно, произошло). В то же время пульт направит автоматическое предупреждение в кабину пилота (если есть оборудование для соответствующей индикации), не дожидаясь, пока с ним свяжется диспетчер. Ну а потом, если действий по избежанию столкновения не было произведено, в кабине сначала начинает верещать TCAS - "Traffic. Traffic." и с ухудшением ситуации он доходит просто до состояния ора - "Climb/Descend NOW!!!!" (что явно не произошло ни на одном из 2х бортов).

С технической точки зрения, борт летевший из Еревана в очередной точке маршрута, где должен был подхватить приводной маяк в процессе захода на посадку (о чем на неилюзорно говорит высота), таковой маяк не заметил (что-то у кого-то где-то сломалось/глюкануло/пошло не так) и принял самое безопасное решение - кружить над последней известной ему точкой, прекратив выполнение полётного задания. Ну и упоротые и привыкшие к безотказной работе автоматики пилоты не обратили внимание на странное поведение самолёта и индикацию на ПНП об отсутствии захвата приводного маяка №такой-то. Но чтобы столкнуться с другим ВС и устроить фейерверк над МСК им ещё желательно выло бы врубить усилок ватт на 200 в кабине, чтобы не услышать, как TCAS и ещё пара систем орёт на них матом и указывает, что делать.

В принципе, за пару-тройку часов я могу сделать детальную реконструкцию событий, но прецедент не тот - не интересно. Бегло просмотрел форум - никто из коллег по хобби также не заинтересовался и не заморочился расследованием. (с)

***

2013-11-13 в 09:35 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
обычный рабочий день диспетчера.
Ну, это понятно. Было б странно, если б такая сложная система не сбоила постоянно. Но вот лично мне, человеку из другой сферы деятельности, все это безумно интересно, так что ничего удивительного, что я хочу все знать и переживаю эмоции.
Я если диспеттерам про свой обычный рабочий день расскажу, они тоже переживут эмоции. Много :)

URL
2013-11-13 в 11:36 

November_Charlie
California Zephyr
silver bird,

даааааа, ты как-то рассказывала про чувака, который отдыхал в Турции и был укушен местным комаром, а потом все его лицо съел лишай.

Я до сих пор богато переживаю эмоции по этому поводу.

2013-11-13 в 17:53 

Lindford
Сварливая задница
они тоже переживут эмоции. Много
потом все его лицо съел лишай.
я гляжу, не скучно тут у вас...

2013-11-13 в 20:53 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кима ителхаса

главная